История Тамбовской области
Историю каждого из районов и городов нашего региона можно посмотреть в разделе регион.
См. также Памятные даты Тамбовского края.
Несколько веков назад в живописном месте слияния двух рек Цны и Студенец по указу царя М. Ф. Романова (первого царя из династии Романовых) стольником Р. Бобарыкиным и его служилыми людьми был основан город-крепость. Это оборонительное укрепление должно было защитить южные рубежи Руси от посягательств иноземных захватчиков: татар и ногайцев. Указ о возведении крепости был подписан рукой царя Михаила Федоровича. Основателем и первым воеводой был Роман Боборыкин.
Крепость получила первоначальное название «Тонбов», созвучное с именем реки и маленького мордовского поселка на побережье. Новое укрепление заимствовало свое название из местного диалекта и трансформировалось в Тамбов (иначе, «омут»). Было это в 1636 году.
Однако, город по-прежнему считался оборонительным укреплением и это существенно тормозило его экономическое развитие. В 38 году 18 века город вновь «перевооружили». Спешное укрепление Тамбова было связано с началом русско-турецкой войны. Но оборонительную роль Тамбову играть уже не предназначалось.
В 17-18 веках Тамбов считался частью других губерний. И только в 1779 году город в период правления Екатерины II стал главой тамбовского наместничества. Губернатором был назначен Воронцов Р.И. Через 2 года Тамбов даже получил свой собственный герб. По сей день на главном символе города гордо красуется улей и три труженицы-пчелки над ним. Выбор именно улея ознаменован тем, что тамбовчане еще со времен основания города занимались сбором дикого меда. Внешне в тот период Тамбов больше напоминал село, нежели город: немощеные кривые улочки, низенькие деревянные домики с соломенными крышами.
В 1796 г. Тамбов стал центром обширной Тамбовской губернии.
Внешний облик города изменился лишь с приходом нового наместника, известного поэта Г. Державина. Он многое сделал для развития Тамбова. Новые деревянные застройки стали украшать бывшую военную крепость, улицы начали мостить, развернулось строительство плотины. При Державине город стал менять и свой культурный облик: открылась первая школа из 4 классов, клуб. В Тамбове, первом из тихих провинциальных городков, появилась собственная типография, выпускающая местную газету. Русский поэт в роли управителя занимался проблемой судоходства. Благодаря его стараниям было налажено судоходство по главной городской реке Цне. Это новшество позволило доставлять в город камни и лес, необходимые для строительства. Но державинская отставка вновь остановила бурное городское развитие на долгие годы.
Встрепенулся город после застоя лишь в 1838 году с приходом на должность наместника Корнилова А. За 5 лет своего главенствования Корнилов поднял на новую ступень образовательный уровень. При нем открылся институт для обучения девиц, из Воронежа «переехала» школа, обучающая канцеляристов.
Начало 19 века Тамбов застал маленьким провинциальным городком, по-прежнему живущим торговлей скотом, шерстью и зерном.
Большим подъемом патриотизма и единения отмечен в истории города славный 1812 г. От стен недостроенного кафедрального собора уходили сражаться за Отечество тамбовские ополченцы, прославившие свой край в сражениях на реке Березине.
В середине века город разросся: стали появляться новые каменные дома, административный штат увеличился, и в Тамбов потянулись новая городская знать.
После падения крепостного права Тамбов превратился в типичный дворянско-чиновничий и купеческий город. Большой толчок в его развитии дала прокладка через Тамбов в 1869 г. Рязано-Уральской железной дороги. Это вело к оживлению торговли и появлению в городе металлообрабатывающих предприятий. В 1885 г. в Тамбове был проложен водопровод. К концу века в городе появились скверы и парки, функционировал театр, публичная библиотека, ипподром, все больше открывалось гостиниц, ресторанов, увеселительных заведений. Известные тамбовские благотворители Э. Д. Нарышкин, А. М. Носов, В. М. Аносов, М. С. Ашурков подарили городу возведенные на их средства храмы, училища, больницы, дома презрения.
Крупным предприятием металлообрабатывающей промышленности в Тамбове стали вагоноремонтные мастерские (1899), кроме них работали небольшие заводики Петтера и Махова. К 1913 г. на промышленных предприятиях Тамбова были заняты 2,4 тысячи работающих.
Годы первой русской революции открывают новую политическую страницу в истории Тамбова. До этого времени Тамбов не выделялся среди городов России какими-нибудь заметными проявлениями в политической жизни. Городские слои пассивно относились к агитационной работе революционеров-народников во второй половине XIX века, которые пытались найти здесь помощников или хотя бы сочувствующих.
Ситуация резко изменилась в первые годы XX столетия. Среди политических партий, действовавших в Тамбове, были сильны позиции эсеров и анархистов. Роль партии большевиков в событиях 1905-1907 гг. в Тамбове была значительно скромнее. В качестве активной политической силы в Тамбове, наряду с пролетариатом, выступала учащаяся молодежь. В среде последней проявили себя будущие революционеры, полные решимости и самоотверженности. В Тамбове зарождались и крепли идеи таких представителей будущих революционных перемен, как М. А. Спиридоновой, В. Н. Подбельского, А. С. Антонова, М. Д. Чичканова. Вскоре они оказались по разные стороны баррикад, но их участие в исторических событиях, происходивших в Тамбове, было первой ступенью в последующей жизни, полной невзгод, противоречий и лишений.
Проявление общественно-политической активности в Тамбове в период с 1908 по 1917 год имело незначительный характер. Советская власть в Тамбовской губернии была установлена в марте 1918 года, т. е. позже, чем в подавляющем большинстве других городов России. Более яркий след в истории Тамбова того времени оставили мероприятия, посвященные торжественному прославлению Святителя Питирима, происходившие на Соборной площади в июле 1914 г. и собравшие несколько десятков тысяч человек. Следует отметить и патриотический подъем общественности города, связанный с началом первой мировой войны. Однако в последующие годы затянувшаяся война привела к недовольству самодержавной властью и обострению общественных противоречий, что нашло отражение в некоторых событиях, происходивших в Тамбове в 1916-1917 годах.
Летом и осенью 1917 г. самой активной политической силой в Тамбове были военнослужащие пехотных полков, расквартированных в городе. Выдвигаемые ими требования в основном касались прекращения войны. При непосредственном участии солдат городского гарнизона в сентябре 1917 г. в Тамбове произошли беспорядки, приведшие к погрому торговых заведений города.
Летом 1918 г. в Тамбове начались недовольства новой властью. Первым их массовым проявлением был вооруженный мятеж, произошедший 17-18 июня 1918 года. Ударной силой мятежников была многочисленная крестьянская молодежь, собранная по мобилизации для службы в Красной Армии. С помощью представителей эсеровской партии крестьянским парням, недовольным мобилизацией, удалось получить оружие из местных войсковых частей. К мятежникам примкнули учащиеся тамбовской гимназии и другие слои населения города. В те дни Советская власть в Тамбове была ликвидирована. Были арестованы и помещены в тюрьму многие тамбовские коммунисты. Власть в городе взяла в руки старая городская дума. Буквально на следующий день сельская молодежь, участвовавшая в мятеже, разъехалась по деревням. Этим воспользовались оставшиеся на свободе представители Советской власти, которые быстро организовали подавление мятежа при поддержке частей Красной Армии.
В августе 1919 г. Тамбов подвергся неожиданному захвату белоказачьим корпусом генерала Мамонтова. За два дня, пока Тамбов находился в руках белых казаков, были разгромлены все советские и партийные учреждения, все магазины, склады и предприятия. Вскоре корпус Мамонтова безнаказанно покинул Тамбов, продолжив успешный рейд в направлении на Козлов. Надо отметить, что это был единственный в истории Тамбова случай, когда город оказался захваченным противником.
В 1920-1921 годах в Тамбове располагался штаб по подавлению крестьянского восстания, известного в истории, как антоновский мятеж. Проведя немало успешных операций в различных уездах губернии, полки крестьянских армий не овладели губернским центром, зато застенки губернской ЧК для многих из них оказались последним местом в жизни.
В 1918 г. по решению горисполкома г. Тамбов утратил название многих своих улиц. Вместо них появились новые, «выработанные горисполкомом по его усмотрению в соответствии с духом времени».
В том же году начались действия по национализации частной собственности в городе, привлечению имущих слоев городских жителей на принудительные работы, изъятию у них излишек жилой площади (кампания по «уплотнению»).
Одно из первых преобразований новой власти касалось системы образования. В 1918 г. в Тамбове были ликвидированы все гимназии, реальное и епархиальные училища, в то же время были открыты трудовые школы и университет, который просуществовал до 1921 года.
В послереволюционные годы в Тамбове начинается бурное развитие промышленности. В первую очередь, это были предприятия по производству сукна и пряжи.
В 20-30-е годы заметно изменился состав городского населения. Фактически город лишился большей части дореволюционных сословий, но пополнился выходцами из села, среди которых оказалось немало членов семей раскулаченных крестьян.
Долгое время (начиная с 1914 года) в Тамбове практически не велось строительство. За исключением единичных объектов (например, клуб «Знамя труда»), построенных в те годы, горожане использовали то, что было возведено раньше.
В 1928 г. Тамбов перестал быть губернским центром, а вошел в состав Центрально-Черноземной области, с 1934 г. - в состав Воронежской области. Свой сегодняшний статус областного центра город приобрел в 1937 г., когда была образована Тамбовская область.
В конце 30-х годов в Тамбове возобновилось строительство жилых зданий, объектов промышленного и культурного назначения. Тогда же в городе появились новые учебные заведения (школы, техникумы, пединститут, военные училища), создавались и набирали силу первые промышленные объекты (заводы «Ревтруд», «Комсомолец», АТД).
В суровые годы Великой Отечественной войны г. Тамбов и его жители в полной мере разделили все испытания, выпавшие на страну. Тамбов стал пристанищем для многих сотен беженцев. Дважды он становился фактически прифронтовым городом, когда в ноябре-декабре 1941 года части вермахта находились между Ельцом и Липецком, и во второй половине 1942 г., когда линия фронта проходила через Воронеж. Близость фронта не позволяла эвакуировать в Тамбов промышленные предприятия из западных районов страны, но по той же причине Тамбов был заполнен эвакуационными госпиталями. Сюда в массовом количестве доставлялись чаще всего тяжело раненные бойцы. Многие из них умерли от ран и были похоронены в Тамбове, чем и объясняется наличие больших воинских захоронений на Воздвиженском кладбище города.
Из-за близости фронта Тамбов оказался в центре формирований больших воинских подразделений. В Пригородном лесу под Тамбовом находился штаб создаваемой на территории Тамбовской области 2-й Армии.
Сооружение оборонительных рубежей, бомбежки вражеской авиации, скудные продовольственные пайки, сдача донорской крови и самоотверженный труд во имя победы - все это легло на плечи тамбовчан в те незабываемые годы.
В послевоенное время Тамбов, не ощутивший на себе сильных военных разрушений, несколько лет оставался в стороне от того колоссального строительства, что происходило в городах, разрушенных войной. Жилищное строительство во второй половине 40-х годов в Тамбове велось в незначительном объеме. Гораздо больше внимания уделялось тогда развитию производственной базы города. Строились такие заводы, как котельно-механический (ныне АО «Тамбовмаш»), АТИ (ныне АО «Завод АРТИ»), АКЗ (ныне АО «Пигмент»), Тамбовская ТЭЦ.
В 40-е годы прошлого столетия Промышленный район Тамбова стал самостоятельным городом Котовском.
На протяжении всех 50-х годов характерным явлением для Тамбова стало резко возросшее частное домостроение. Строго контролируемые местными органами власти площади жилищных участков и размеры строений формировали на городском плане новые кварталы. В те годы Тамбов далеко перешагнул за свои прежние границы в западном и северном направлениях.
К частному жилому строительству в 60-е годы добавилось строительство многоэтажных жилых домов, которым сопровождалось интенсивное индустриальное развитие города. Кварталы 4-5-этажных домов длинной полосой протянулись в северо-западном направлении вдоль улицы Мичуринской, где в 1958 г. был установлен высотный телеретранслятор. В 1969 г. в южной части Тамбова появились первые девятиэтажные дома. С 1961 г. в Тамбове началась газификация жилых и промышленных объектов, благодаря проведенной магистрали от Саратовского газового месторождения.
В 1965 году город поделили на 3 района (которые сохранились и сегодня): Октябрьский, Ленинский и Советский.
Хорошо развитая строительная отрасль города в лице таких предприятий, как тресты «Тамбовхимпромстрой», «Тамбовстрой», Тамбовский ДСК, продолжила формирование нового облика города и в 70-е годы. В этот период началось обновление центральных кварталов г. Тамбова. В начале 80-х годов неузнаваемо изменилась одна из главных улиц города - Интернациональная, подверглась реконструкции Коммунальная улица. На некогда заболоченных луговых простора правобережья р. Цны возник зеленый массив садово-огородных участков.
В 70-80-е годы в Тамбове появились новые современные объекты культурно-массового назначения: ДК «Юбилейный», кинотеатр «Юность», «Аврора», дворцы спорта «Антей» «Кристалл». В городе обновлялись и реконструировались старые городские парки и скверы. В Тамбове возводились новые жилые микрорайоны - четырнадцатый и шестнадцатый кварталы, жилые группы «Молодежный», «Полимемаш», «ТИХМ» и другие.
К началу 90-х годов в Тамбове было 3 вуза и 3 высших военных училища, несколько научно-исследовательских и проектных организаций.
Тамбов в наши дни уже не является узловым или стратегически значимым городом для Российской Федерации – во многом из-за географического положения. В век быстрого транспорта и мгновенных решений он оказался как бы на границе между столичными городами-сателлитами и независимым, но крепким захолустьем. Почти 450 километров отделяет его от Москвы, и поэтому так труден автопробег до Тамбова и так неважен аэропорт, принимающий по одному самолету в день.
Однако ни один гость или случайно оказавшийся здесь проезжий, не сможет отказать Тамбову в притягательности. Узкие улочки, многочисленные скверы, парки и фонтаны – все эти атрибуты зажиточной «глубинки» буквально завораживают жителя мегаполиса. И не так важны исторические памятники, которых в Тамбове хватает – важен и притягателен сам стиль и темп жизни.
Источники:
Тамбовское землячество
http://www.tambovchanin.ru/content/istoriya-kraya,
Твой Тамбов
http://tvoy-tambov.ru/tambov/